Функциональная грамотность — показатель качества образования
Понятие «функциональная грамотность» было впервые употреблено в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. И тогда под термином понимали совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.
Сегодня функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Другими словами, навыки и умения, необходимые каждому для жизни в современном обществе и стремительно меняющемся мире.
Функциональная грамотность включает грамотность в чтении и письме, математическую и юридическую грамотность, грамотность в вопросах здоровья и семейной жизни, естественных науках.
При этом важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности. Особое внимание уделяется возможностям для саморазвития и самообразования.
Именно оценка уровня функциональной грамотности школьников лежит в основе Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Исследование проводится Организацией экономического сотрудничества и развития каждые 3 года. Первый цикл исследования был осуществлен в 2000 году, Россия принимала участие во всех циклах исследования.
С заданиями на развитие функциональной грамотности школьников можно познакомиться на официальных сайтах:
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/;
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Нормативные документы
Федеральные документы:
- Письмо Министерства просвещения РФ от 26.10.2023 № 03-1706 «О направлении дополнительной информации по мероприятиям функциональной грамотности»
- Письмо Министерства просвещения РФ от 17.10.2023 № 03-1665 «О проведении комплекса мероприятий функциональной грамотности»
- Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»;
Региональные документы:
- Приказ МОН и МП КК от 10.10.2023 №2935 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Краснодарского края в 2023-2024 учебном году»
- Письмо МОН и МП КК от 30.10.2023 №47-01-13-21036/23 «О продлении сроков по диагностическим мероприятиям функциональной грамотности»
Муниципальные документы:
График проведения диагностических работ
График проведения диагностических работ по функциональной грамотности в 2023-2024 учебном году.
Методическая помощь
- Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы):
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti - Открытые задания PISA на сайте ФИОКО:
https://fioco.ru/примеры-задач-pisa - Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности:
https://yandex.ru/promo/education/specpro/fungram - Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям ИСРО РАО:
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ - Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/ - Банк заданий по функциональной грамотности:
https://media.prosv.ru/fg/