Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность — показатель качества образования

Понятие «функциональная грамотность» было впервые употреблено в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. И тогда под термином понимали совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.

Сегодня функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Другими словами, навыки и умения, необходимые каждому для жизни в современном обществе и стремительно меняющемся мире.

Функциональная грамотность включает грамотность в чтении и письме, математическую и юридическую грамотность, грамотность в вопросах здоровья и семейной жизни, естественных науках.

При этом важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности. Особое внимание уделяется возможностям для саморазвития и самообразования.

Именно оценка уровня функциональной грамотности школьников лежит в основе Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Исследование проводится Организацией экономического сотрудничества и развития каждые 3 года. Первый цикл исследования был осуществлен в 2000 году, Россия принимала участие во всех циклах исследования.

С заданиями на развитие функциональной грамотности школьников можно познакомиться на официальных сайтах:

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/;

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

Функциональная грамотность2

Функциональная грамотность (1)

Нормативные документы

Федеральные документы:

Региональные документы:

Муниципальные документы:

График проведения диагностических работ

Приказ об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся в 2023-2024 учебном году

План мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2023-2024 учебный год

График проведения диагностических работ по функциональной грамотности в 2023-2024 учебном году.

Инструкция по проведению внутришкольного мониторинг модулей функциональной грамотности на платформе РЭШ

Методическая помощь

  1. Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы):
    https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
  2. Открытые задания PISA на сайте ФИОКО:
    https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
  3. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности:
    https://yandex.ru/promo/education/specpro/fungram
  4. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям ИСРО РАО:
    http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
  5. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности:
    https://fg.resh.edu.ru/
  6. ​​​​​​​Банк заданий по функциональной грамотности:
    https://media.prosv.ru/fg/